Наслаждаясь солнечным жарким летом, насыщенным на тренировки и велопоездки, решаю, что пора сделать перерыв и развеяться. Съездить куда-нибудь, отдохнуть от дел и сменить вид активностей на водные развлечения.
Свой небольшой отпуск запланировал провести в кемпинге у знакомых на Рыбинском водохранилище, где есть вся инфраструктура и снаряжение, чтобы активно провести водные мероприятия.
До точки назначения возможно добраться либо на авто, по убитым дорогам, либо на уникальном в своём роде, водном транспорте, советском теплоходе на подводных крыльях «Метеоре». Трепетно и тепло изучая историю промышленности и конструирования в СССР, о данном типе судов, естественно я знал, как и об его скоростных характеристиках, но возможности и случая походить на таком теплоходе у меня никогда не было. Упустить возможность и отправиться в путешествие на детище величайшего конструктора Ростислав Алексеева, конечно я не мог. «Метеоры», «Кометы» и «Ракеты», активно бороздившие просторы рек и морей нашей и даже зарубежных стран, к сожалению, стали символами ушедшей эпохи. Быстрые, динамичные и комфортные суда в условиях рыночной экономики оказались слишком затратны в плане содержания и обслуживания. Прожорливые мощные два двигателя, с малым ресурсом, с существующими ценами на топливо мало эффективны и дороги. В совокупности всех факторов, эти великолепные скоростные суда уходят с наших рек и водоёмов. Около десятка «Метеоров», прошедших капитальный ремонт, эксплуатируются на маршруте Санкт-Петербург — Петергоф, где загрузка этих теплоходов стабильная, а эксплуатация прибыльна.
Герой моего рассказа и путешествия — один из двух оставшихся «Метеоров» на территории Ярославля и Рыбинска. Разговоры о закрытии убыточных маршрутов на этом направлении ходят давно, но на навигацию 2021 года, рейс пока что продлили.
Билеты куплены, рюкзак упакован и в назначенный день ночной электричкой добираюсь до Киевского вокзала. Скоростным утренним экспрессом с комфортом и прохладной от кондиционера за 4 часа, доезжаю до Ярославля.
Город встречает палящим солнцем и жарой под 30 градусов, лето в самом разгаре и день обещает быть солнечным и ясным. На часах 11.40 и до теплохода у меня в запасе пару часов, поэтому неспешно прогуливаясь по городу иду в сторону Речного вокзала, попутно зайдя в уютное кафе отведать местной свежей выпечки и кофе. Спустившись по парадной лестнице, упираюсь в береговую полосу речного порта, на котором разместились главное здание вокзала с рестораном и кафе. Яркий солнечный день, шеренга круизных лайнеров и теплоходов у причала, люди и дети в ожидании своего речного транспорта, все это создаёт атмосферу и предвкушение долгого путешествия. Узнав на табло номер причала с которого должен отправиться мой «Метеор», спешу скорее увидеть этого красавца и сейчас выглядещего футуристично.
Скромно уместившись на дальнем конце порта, стоит в ожидании посадки белоснежный с стремительными линиями и плавными обводами мой «Метеор» с номером 218. На берегу в тени зданий речного порта в ожидании посадки вижу немалое количество пассажиров. Рейс «Ярославль — Брейтово» проходит по Волге и Рыбинскому морю и длится 4,5 часа. На маршруте теплоход раньше делал две остановки, в Тутаеве и Рыбинске, теперь только одну, в Рыбинске и ещё одну техническую на дозаправку топливом.
За 20 минут по расписанию начинается посадка на судно. Теплоход имеет три салона, в корме за моторным отсеком, с боковыми окнами и панорамным задним, в центральной части с боковыми окнами и передний салон с панорамным остеклением, который находится под рубкой капитана. Пассажиры на борту сами выбирают для себя места. На мою просьбу занять место в переднем салоне, помощница капитана ответила, что только по заполняемости заднего и среднего можно занять передний. Стоимость билета до конечной станции обошёлся в 540 рублей. Достаточно недорого для такой продолжительной поездки на такого класса теплоходе и что примечательно, продажа билетов начинается по факту уже после отбытия теплохода от причала.
Капитан поочерёдно запускает двигатели и наш теплоход с пассажирами на борту энергично набирает ход, за несколько секунд 2 мощных дизельных мотора по 1000 л.с. каждый выводят судно на крейсеркую скорость и теплоход, оторвавшись от воды, встаёт на крылья.
На теплоходе не предусмотрено открытых площадок, поскольку на большой скорости интенсивный воздушный поток просто сдувает. Есть одна небольшая площадка между третьим и вторым салоном, на которой возможно оглядеться по сторонам и небольшие два тамбура у входных площадок слева и справа, на которых я и провел большую часть времени с фотоаппаратом, наслаждаясь пролетающими видами и летним солнечным днем.
На берегах Волги встречаются старинные храмы и постройки, иногда пляжи с отдыхающими. В основном берега мало населённые и дикие. Стремительно обгоняя пассажирские и грузовые суда, понимаешь, насколько быстрый «Метеор» в сравнении и насколько удобней на нем добираться до дальних точек.
Спустя 2 часа пути по Волге, на горизонте появляется красивый арочный железнодорожный мост, пройдя под ним, капитан уменьшает обороты двигателей, судно плавно ложится на киль и мы медленно подходим к причалу г.Рыбинска.
Стоянка теплохода здесь 20 минут и я иду погулять по округе. Речной вокзал и его прилегающая городская территория — это один из лучших примеров содержания инфраструктуры, лицо города, каким должен обладать каждый город, нацеленный на привлечение туристов.
Чистота и уют, отсутствие рекламы и вывесок. Непривыкшему к такой информационной чистоте обывателю сложно будет найти даже магазин с водой. С чем я и столкнулся.
Возвращаюсь к причалу и делаю ещё пару снимков. Очень здорово и приятно здесь находиться.
Подходит время отправления и я возвращаюсь в салон теплохода. Пассажиров заметно поубавилось, большинство в качестве туристической поездки идут до Рыбинска, чтобы потом на автобусе вернуться в Ярославль.
Скромной компанией пару десятков человек продолжаем наше путешествие дальше по маршруту. Отчалив от набережной, стоя на посадочной площадке Метеора, вижу бежит один из опоздавших наших пассажиров. Кричу капитану, но его опытный глаз и сам видит размахивающего руками человека и мы снова причаливаем к пирсу.
Набираем ход и через пару минут город остаётся далеко позади. Спустя полчаса техническая остановка на дозаправку.
Ночевать теплоход будет в Брейтово и в 7 утра следующего дня отправится назад в Ярославль.
Подходим к танкеру, помошники капитана перебрасывают топливные рукава и мы терпеливо ожидаем минут 10, пока баки теплохода будут наполнены настолько, чтобы «Метеору» хватило топлива до конечной точки и обратной дороги до Рыбинска.
После заправки капитан запускает двигатели и мы идём дальше. Буквально несколько минут подходим к шлюзу в Рыбинское водохранилище.
Данный процесс шлюзования — редкое явление для Метеора, поскольку его стихия это реки, но на данном маршруте он выходит в открытую воду, где удаление от берегов доходит до 50 км.
Заходим в огромные ворота каменного шлюза, построенного в период 1930-40 годов, швартуемся у правой стенки к специальным плавучим швартовным рымам. Капитан глушит двигатели, ворота шлюза закрываются и в полной тишине под крики налетевших чаек, мощные насосы, быстро наполняя объем, поднимают нас на уровень пятиэтажного дома.
Выйдя из шлюза в открытую воду Рыбинского водохранилища, я перешёл в передний салон, чтобы насладиться открывшимися видами безкрайней воды, уходящей за горизонт.
Тем временем на небе начинает твориться нечто мощное. Вокруг темнеет и нас накрывает настоящий атмосферный циклон.
Вода в Рыбинском море гораздо неспокойней, чем в Волге, но Метеору это совершенно не мешает идти и он уверенно держит крейсеркий режим. Лишь волны, разрезаемые крыльями корабля, брызгами ударяются о бока теплохода.
После дождя температура воздуха резко снизилась и заметно посвежело.
Преодолев около 180 км с начала маршрута, на горизонте показалась полоска леса и знаки фарватера. Мы заходим в русло реки «Сить» , впадающей в Рыбинское водохранилище.
История этого края богата и интересна. До образования Рыбинского водохранилища здесь находилось много сел и деревень, которые впоследствии были затоплены. Один из затопленных древних городов «Молога», полностью ушедший под воду, до сих пор хранит множество остатков строений и вымощенных дорог.
Река «Сить» в этом месте соединялась с рекой «Шексна» , которая полностью оказалась под водами водохранилища. Историческая часть села Брейтово также оказалась под водой.
Широкая извилистая живописная река «Сить» , по которой раньше активно сплавляли лес, сейчас охвачена множеством баз отдыха и рыбацких хуторов, которые нацелены на столичных рыбаков.
Наш теплоход плавно опускается на воду, заходит в русло реки и впереди показывается причал с.Брейтово. Моя конечная точка маршрута. Здесь «Метеор» швартуется на ночёвку.
Тепло благодарю весь экипаж за их слаженную работу и немного пообщавшись с капитаном и командой, прощаюсь.
Через час я уже пью чай и наслаждаюсь закатом, сидя у палатки на берегу Рыбинского водохранилища.
За эти дни отдыха я освоил Вейкборд, осуществил то, что никто до меня здесь не делал — покатался на водных лыжах за лебедкой, а также ранним утром ушёл в открытую воду на каяке, где переваливаясь на волнах, ощутил адреналин похлеще прыжка с парашютом.