Абхазия — это яркий, цветущий маленький кусочек планеты с невероятно огромным сердцем и великой душой, где гостеприимные ее жители бережно хранят свою землю, а природа в своем первозданном, нетронутом виде, растворяет в своем величии скал, усыпанных зеленью и горных чистых потоках голубых рек.

Такой мне предстала Абхазия, в которую я безмерно влюбился!

Юпшарский каньон и р.Гега.

Поход, как правило, начинается задолго до поездки. С изучения карт, точек интереса, составления маршрута, списка снаряжения, питания и одежды.

В эту поездку на майские дни мы собирались ехать с другом вдвоем. Заранее купили билеты, тщательно изучив карты, составили интересный многодневный пеший маршрут, посчитали и закупили еду, и, весело преодолевая апрельские теплые и не очень дни, приближали день нашего отъезда к морю, в горы на Юг.

За пару дней до долгожданной даты меня начало беспокоить странное предчувствие и неуверенность. Ночью, сквозь сон, меня осенило… А какая там погода на маршруте?

Предчувствие не обмануло и я выяснил, что в это время на высотах от 1500 метров, а наш маршрут достигал точки в 2700, пройти можно только с ледорубами под опасностями лавин. Пришлось перейти к плану «Б», и нарисовать другой маршрут, менее продолжительный, но не менее интересный, а освободившиеся дни мы заполнили изучением очень крутых мест.

Итак. День отъезда. Собравшись у меня дома за пару часов до электрички, с моим товарищем по походу, раскладываем по рюкзакам еду, вещи, снаряжение, палатку и спальники. Контрольное взвешивание и все готово к тому, чтобы отправиться к новым для себя открытиям.

Добравшись до Казанского вокзала, с запасом по времени, садимся на наш долгожданный поезд, где в дороге нам предстоит под мелькающие и сменяющиеся пейзажи за окном от холодной серой средней полосы к зеленеющим видам южных широт, под мерное покачивание вагона, вести разговоры о море, горных видах, водопадах и утопающих в зелени скалах.

Первая наша большая стоянка была рано утром в Воронеже. Где мы в 5 утра пошли осматривать окрестности вокзала и музей железнодорожной техники под открытым небом со свободным входом.

Наш состав на перроне ж/д вокзала Воронежа.

С каждой остановкой погода становилась все лучше, а температура повышалась и в Ростове она достигла своего максимума в +22. Это было приходом ощущения настоящего теплого лета.

Тем временем, когда мы прибыли в Краснодар и вышли за мороженкой, температура за бортом была +10 и ощущение пришедшего лета резко пропало.

Следующим ранним утром, преодолев затянутый облаками Адлер, мы подошли к пограничному пункту, где стройные и красивые сотрудницы таможни, проверив документы и пожелав хорошей дороги, отправили путешественников знакомиться с красотами весенней Абхазии.

Пейзажи мрачного неба и развалин за окном после пересечения границы, не предавали вдохновения, особенно после вылизанного современного побережья Сочи. Но множество горных рек, старых антуражных арочных мостов и тоннелей, по которым медленно петлял наш поезд, постепенно вернули предвкушение чего-то прекрасного.

Сухум.

По прибытию в столицу Абхазии в город Сухум, нас встречает величественное здание старого вокзала, с колоннадой. К сожалению, практически все вокзалы Абхазии, встречают пассажиров пустыми окнами с поросшей на крышах зеленью и мхом.

По плану в этот день по прибытию, мы должны были отправиться в горы к началу нашего пешего маршрута, но еще по дороге в поезде, в ходе переписки с агентом, который организовывал нам заброску и еще пары туристов с рюкзаками, перенесли заброску на завтра и решили посвятить этот день изучению Сухум. Неспешно потопали к месту нашей ночевки в гостевом доме у побережья моря, чтобы скинуть вещи и налегке отправиться к изучению столицы Абхазии.

Погода к этому времени окончательно разгулялась. На небе светило яркое ослепляющее солнце, а легкий ветерок носил запахи цветов и растений.

Первым делом мы отправились на набережную города, вдоль которой мы встретили множество экзотических деревьев, легендарные эвкалипты, кипарисы, пальмы и множество других деревьев.

Немного пройдя по набережной мы углубились в центр города. Совершенно непривычная мне архитектура домов и улиц и очень много растительности. Весь город утопает в зелени. Все это растущее великолепие вызывало крайнее удивление и эмоции.

Далее мы решили дойти до Сухумской горы, чтобы посетить на вершине памятный мемориал воинам освободителям города Сухум. С этого места открываются великолепный вид на город и бухту.

У подножия горы нас встречают очередные развалины — парадный въезд на Сухумскую гору.

Парадный вьезд.

На вершину горы ведет асфальтированная дорога, которая то и дело петляет. По пути нам попадаются разного рода строения, парки, лесенки, старинные фонари, фонтаны, конечно же все в античном стиле и полузаброшенно.

К слову о руинах. Поразил тот факт, что мы не встретили ни одного граффити или тэгов на стенах снаружи или внутри. В дальнейшем насчет этого факта я пытался узнать у местного экскурсовода и ответ был в целом расплывчатый, но общий смысл такой, что тут так не принято и детям с детства внушают тот факт, что война и так много принесла разрушений, поэтому важно сохранить то, что имеется.

На вершине горы нам встретился молодой Абхазец, который с улыбкой и огнем в глазах рассказал про свой приветливый народ, спросил нужна ли нам какая-нибудь помощь и пожелал хорошего отдыха. Это было очень трогательно и искренне. Вот такого отношения я никак не ожидал увидеть. В дальнейшем с таким вайбом мы и просуществовали все наше путешествие по Абхазии, где бы мы ни находились.

Дело близилось к вечеру, немного уставшие мы побрели в сторону нашего на сегодняшнюю ночь жилища.

Снова пройдя по набережной мы непременно решили окунуть в прозрачной морской воде уставшие и затекшие от тяжелых трекинговых ботинок ноги.

Освежившись, в блаженном состоянии мы отправились домой ужинать, где на террасе, на фоне заката и сумеречного света, пополнили силы горячим ужином с ароматным травяным чаем.

Кодорское ущелье.

Наутро небо затянуло облаками и прежде чем отправиться на заброску в горы, решили прогуляться до старого маяка. Вид самого маяка с суши не особо примечателен, за то мое внимание привлекла какая-то гидро лаборатория в виде надстройки над побережьем.

Вернувшись домой и собрав рюкзаки мы отправились к железнодорожному вокзалу, где в назначенное время с компанией туристов с рюкзаками, погрузились в «буханку», которая должна была доставить в назначенную точку, с которой, практически, начинался наш пеший маршрут.

Спустя два часа, мы прибыли к палаточному, качественно обустроенному кемпингу в заброшенном горном селе, которое когда-то было достаточно крупным. Здесь была школа, администрация, множество жилых домов и хозяйств, но сейчас осталось лишь несколько обособленных домов.

Бывшее здание администрации села Амткел.

Тепло встретившие нас хозяева кемпинга, выслушав наши планы, четко и подробно рассказали про маршрут, а затем пригласили, с учетом надвигающегося ухудшения погоды, остаться здесь на ночевку, а наутро посмотреть по обстановке. Немного посовещавшись мы решили остаться в лагере.

Поставив палатку и сложив рюкзаки, взяв фонари, навигатор, треккинговые палки и фотоаппарат, мы отправились в радиалку, чтобы отыскать каскад Шакуранского водопада и тайную пещеру.

Пробираясь через чащу густого леса из деревьев, сплошь покрытых зеленой порослью, мы двигались на шум водопада. Дорогу и спуск к нему удалось найти далеко не сразу. Аккуратно спускаясь по мокрым от вечной сырости и влажности в этом месте скалам и крупным корням, вскоре открылся потрясающий вид на природный памятник.

Шакуранский водопад.

Размеры и масштабы водопада впечатляют, как и форма, образующая комплекс в картинке водопада.

Это был один из каскадов водопада. Два других являются труднодоступными. Верхний водопад возможно осмотреть только сверху, но в плане фото, запечатлеть его крайне сложно из-за густой растительности, окружающей падение воды с высоты. Нижний водопад возможно увидеть только используя альп снаряжение и веревки, которых мы с собой в этой поездке не брали.

Облазив там все вокруг, пошли искать пещеру неподалёку от водопада. Непреметным разрезом в скале предстала достаточно крупная горизонтальная пещера из которой вытекал ручей. Включили фонари и решили немного её исследовать. Углубившись на некоторое расстояние, уровень воды в пещере становился все больше и перемещаться без сапог становилось все труднее.

Время близилось к вечеру, небо понемногу затягивало тучами, а сумерки начали сгущаться достаточно стремительно. Мы отправились в лагерь, готовить вкусный горячий ужин и пить чай с арахисовой халвой.

Небо окончательно затянуло плотными дождевыми облаками и уже стало понятно, что скоро начнется дождь.

Уже ночью по палатке забарабанили крупные капли дождя, сильнее завернувшись в спальник и вставив наушники, снова провалился в глубокий сон.

Утро встретило мрачноватой серой атмосферой, низкими облаками и мелким дождем. Свежий ароматный воздух наполнял легкие, а сочная зелень вокруг придавала серому окружающему пейзажу яркости и контрастности.

Позавтракав овсяной кашей с хлебом и сыром, а также выпив по чашке горячего цветочного чая, собираем рюкзаки, палатку, прощаемся с обитателями уютного лагеря и уходим по Кодорскому ущелью навстречу видам.

Первый десяток километров постоянный набор высоты. В дорогу нас вышел провожать местный пес по имени Кодор, который охранял нас несколько километров от других животных, собак и кошек, то и дело гоняя по кустам кого-то. Периодически мы его теряли, думая, что он все-таки пошел назад, но через некоторое время он снова нас догонял и бодро вышагивал рядом.

В этот день, я совсем мало доставал фотоаппарат, поскольку непрекращающийся дождь быстро заливал стекло объектива.

Остатки старой военной дороги, проходящей через ущелье.

Наши дождевики давно уже стали протекать и ощущение тепла сохранялось только во время движения под массой тяжелых рюкзаков. Небольшие остановки достаточно быстро выхолаживали. Спустя 18 км пути, когда дождь немного стих, не разогревая имеющиеся на обед сухпайки, чтобы не охлаждаться от влажной одежды, сделали короткую остановку на обед.

Поскольку надежды на улучшение погоды не было, решили идти до конца и вернуться в Сухум во что бы то ни стало.

По пути, из-за поворота нам открывались потрясающие виды горных пейзажей, при виде которых зачарованные замирали и не скрывая эмоций, созерцали по несколько минут эти красоты, забывая про дождь, мокрую одежду и рюкзаки.

Так, преодолевая перевал за перевалом, спустились к подножию и к вечеру вышли к городу.

На улице холодало, нужно было найти транспорт, чтобы добраться до нашего приюта, но в том месте, где мы вышли, автобусы и маршрутки не ходят. Нас согласился подвезти водитель школьного автобуса до остановки троллейбуса, но и его мы дождаться не смогли. Тем временем, продрогшие от сырой одежды и с мокрыми насквозь ногами так, что зуб на зуб не попадал, нам все-таки удалось вызвать такси и уехать домой. Это было счастливое завершение дня, оказаться под струями горячего душа и переодевшись в сухие вещи, лечь на кровать, вытянув гудящие ноги.

Люблю такие нагрузки, когда ты понимаешь, что очень хорошо поработал, ещё и пополнил себя удивительными красотами и впечатлениями за время похода.

Гагра.

На следующий день мы попрощались с нашим уютным домом и гостеприимным добрым Сухум и отправились в город Гагра.

Этот город сильно отличается от Сухум, изобилием современных коттеджей и гостиниц, множеством кафе и ресторанов. Причиной тому является его статус курортного города.

После заселения в шикарном гостевом доме, оставив рюкзаки, мы пошли изучать город. Сперва мы посетили небольшой красивый парк и памятник победе в войне.

Вдоль набережной мы отправились искать кафе «Три бочки», по отзывам в котором готовили очень вкусную местную кухню.

После сытного и плотного ужина, опробовав запеченую рыбу, горячие пироги и нежнейший хачапур, отправились прогуляться по городу в сторону дома.

В завершении дня, когда на город упала ночь и темнота, прокатились на колесе обозрения, чтобы посмотреть с высоты на огни вечернего города. Колесо установили на набережной совсем недавно, в прошлом году.

Следующие два дня в Гаграх были крайне продуктивными и насыщенными.

Акармара.

На утро нас встретила машина, на которой мы отправились практически в другой край Абхазии, где нам предстояло окунуться в сказочную атмосферу целого заброшенного города с мёртвыми пустыми домами и густо поросшими тротуарами, лестницами и мостами.

До Абхазско-Грузинской войны 1992 года, Акармара был крупным и богатым шахтёрский городом, который практически полностью вместе с угольными шахтами авиаударами был уничтожен в первые дни войны с воздуха. С тех пор город не восстанавливался и за три десятка лет практически затерялся в густой растительности на склоне гор и представляет из себя удивительно красивый зеленый оазис с руинами зданий и брошенной техникой.

Разбитая за годы дорога к заброшенному городу начинается от города Ткаурчал и серпантином уходит в горы. По пути мы посещаем три водопада, одни из самых красивых увиденных мной в этом путешествии.

Водопад «Святой».
Водопад «Ирина».

Самый впечатляющий мощью и размерами водопад «Великан».

Водопад «Великан

Брошенный город встречает шикарным видом на арочный железнодорожный мост через реку Галидзга, протекающую через город.

Архитектура города впечатляет своим ампиром. Пасмурная погода лишь усиливала атмосферу.

Глубочайшая тишина. Лишь шум потоков реки у старого моста с ветхими перилами и зарастающим асфальтом, соединяющий две части города.

Попрощавшись с удивительным местом в горах, заброшенным городом-призраком Акармара, возвращаемся назад в Ткаурчал.

Долгий путь, длиной в 250 км, быстро пролетает под рассказы местного водителя, который с особым интересом поведал множество фактов и историй из жизни Абхазии.

Юпшарский каньон.

Следующий день мы посвятили посещению множества интересных и красивых мест, без посещения которых не обходится ни одно путешествие по Абхазии.

Первой остановкой на нашем пути стали два водопада Девичьи и Мужские слезы.

Водопад Мужские слезы.

В этот завершающий наше путешествие день, я очень много снимал. Весь маршрут этого дня был насыщен на множество завораживающих видов.

Еще одним водопадом стал Гегский водопад, дорога к которому проходит по крутому горному серпантину с потрясающими видами.

Гегский водопад.

Сам водопад меня не особо впечатлил, видимо из-за не очень удачного расположения и ракурса, но вот петляющая дорога с меняющимися картинками за бортом сильно порадовала.

Далее мы отправились на главную достопримечательность Абхазии — горное озеро Рица. Поднявшись на высоту, здесь заметно стало холоднее, а деревья вот вот только начали тут зеленеть.

Огромное количество туристов, кафе и прокатов катамаранов напрочь сбивает всю атмосферу. Необходимо уединиться на диких берегах, чтобы увидеть красоту горного озера и чистоту природы.

На обратном пути нашей поездки, мы делали несколько остановок, чтобы полюбоваться шикарными видами.

Одним из самых впечатляющих для меня объектов, наравне с водопадом «Великан», стал Юпшарский каньон. На фото не передать всего масштаба. Нужно оказаться, чтобы понять насколько ты песчинка в нем.

Голубое озеро стало последней остановкой в этой поездке. Вода имеет такой естественный цвет бирюзового оттенка.

Голубое озеро.

Наутро, собрав рюкзаки и покинув наш гостевой дом в Гаграх, отправились пообедать снова в «Три бочки», а после, в ожидании поезда, бродили по набережной, собирая красивые камни.

Уезжать из этого прекрасного места конечно же не хотелось, но пришло время прощаться с гостеприимной Абхазией и отправляться домой.

Еще долго, под мелькающие пейзажи за окном мы вспоминали крутые моменты этого путешествия и снова и снова делились впечатлениями.