Пройдя многодневный путь по горам, решаю остаться еще на несколько дней и насладиться солнцем, морем и еще немного шикарными видами и красотами солнечного лета. 

На пути к вершине «Ай-Петри».

День 8.

После ночевки в Алуште на берегу моря, позавтракав в местном кафе, идем на пляж позагорать под последними лучами осеннего мягкого солнца и поплавать в еще теплой, не спокойной голубой воде.

Проведя пол дня на пляже и гуляя по побережью, приходит время покидать солнечную Алушту. Возвращаемся в наш элинг, укладываю рюкзак и доезжаю с товарищами до Ялтинской трассы. Попрощавшись с ребятами и девченками, выхожу на автобусной остановке Алуштинской трассы. Здесь проходит самый длинный междугородний троллейбусный маршрут в мире протяженностью 85 км из Симферополя до Ялты. Пропустить возможность и прокатиться на легендарном старинном маршруте я не упустил. По дороге до Ялты, начинает стремительно темнеть, а мне еще нужно добраться до «Ай-Петри», чтобы с рассветом начать подьем. Узнав нужный мне маршрут в сторону «Симеиз» сажусь на крайний рейс в автобус и спустя полчаса уже в полной темноте выхожу у подножия горы, поросшего густым сосновым лесом.

Вид с Кореизской тропы на «Ай-Петри»

Вход на гору встречает огромным плакатом с надписью «Проход и проезд запрещены». В некотором смятении, захожу в лес и, немного удалившись от трассы и сойдя в сторону от тропы, без каких-либо вариантов, ставлю палатку в зарослях молодых сосен. Вокруг непривычная тишина. На часах время 21.10 и с рассветом я должен уже выйти на подъем. Залезаю в спальник и постепенно меня начинает окружать настоящий хор, под это невероятное звучание, напоминающее звуки цикад, но гораздо более мягкое и приятное слуху, я проваливаюсь в глубокий сон.

День 9.

Проснулся еще далеко до рассвета, разложил свой походный котелок и горелку, вскипятил воду и заварил овсяную кашу и чай. Солнце поднималось где-то из-за горизонта и яркими утренними лучами начало освещать лес и скалы. Собрав рюкзак, выхожу на «Кореизскую» тропу в сторону вершины горы «Ай-Петри». По расчетам, подъем на высоту 1234 метра должен занять примерно 4 часа. Шагая по извилистой тропе, наслаждаясь невероятно ароматным свежим воздухом соснового леса, передо мной открываются с каждой минутой все более живописные пейзажи, погружая меня в абсолютную эйфорию.

Вид с Вороньей скалы.

Спустя час, дохожу до «Вороньей» горы и делаю привал. Отсюда открывается потрясающий вид вниз на Ялту и море, а вверх на гору «Ай-Петри». Достаю штатив и, не спеша, делаю несколько природных снимков.

На пути к вершине «Ай-Петри» с Вороньей скалы.
На пути к вершине «Ай-Петри».

Дальнейший путь на гору становится несколько круче. Широкая «Кореизская» комфортная тропа становится совсем узкой, а иногда я ее вообще терял и поднимался по крупным камням.

Кореизская тропа к вершине.

Ближе к вершине горы склон становится максимально крутым и приходится все чаще останавливаться, а на мне еще и рюкзак со всем моим снаряжением и вещами.

гора «Ай-Петри».
гора «Ай-Петри».
гора «Ай-Петри».

Наконец, поднявшись на вершину с северо-восточной стороны, передо мной открывается огромное плато, но путь еще не закончен. Необходимо дойти до южного склона, с которого открывается вид на море. Побродил по различным точкам, полюбовался шикарными видами и вернувшись на тропу, спускаюсь вниз к трассе. Весь подъем с остановками выполнил за 2,5 часа. Спуск занял – 2 часа.

Кореизская тропа к вершине.
На пути к вершине «Ай-Петри».

Спустившись к подножию горы, делаю привал на обед.

Дальше мой путь лежит в Балаклаву. Выхожу на остановку и сажусь на автобус до Севастополя. Сделал для себя вывод, что транспорт в Крыму ходит не так часто, как хотелось бы, при том, что весь транспорт, на котором я перемещался, всегда был полностью заполнен, несмотря на то, что поток туристов еще достаточно большой.

Водитель высаживает меня и еще одного пассажира на трассе вдали от Балаклавы и я, пешком, иду в сторону побережья. Добравшись до Балаклавской бухты, закупаюсь продуктами и иду в сторону планируемого ночлега.

Балаклавская бухта.

А ставить палатку я буду в знаменитом среди многих походников палаточном кемпинге «Инжир», с которым предварительно я договорился о своем прибытии. К этому моменту все аккумуляторы для фотоаппарата у меня сели и мне необходимо было их зарядить, с этой целью я и искал кемпинг, где предоставят электричество. Добраться до кемпинга, расположенного на склоне горы у каменистого пляжа можно либо пешком, либо на «Ялике», небольшом катере, который в режиме маршрутного такси курсирует между бухтой Балаклавы и ближайшими пляжами. Все-же я турист-походник, естесственно решаю идти пешком, к тому же часть пешего маршрута до кемпинга проходит по «Большой Севастопольской тропе» — живописному, оборудованному указателями туристическому маршруту.

Поднимаюсь на левый берег Балаклавской бухты, мимо крепости Чембало, окидываю взглядом открывшийся вид на город и начинаю обходить гору в сторону кемпинга. И тут взгляду открывается новый, еще более невероятный всем ранее видимым мне пейзажам вид на мыс «Айя». Жаркое солнце, теплый горный воздух, извилистая тропа вдоль склона и невероятный вид, погружает меня в нереальную эйфорию и восхищение.

Тропа от Балаклавской бухты в сторону «Ласпи».

Петляющая горная тропа идет по склону и ведет к пляжам, раскиданным по всему побережью до Ласпинской бухты, то спускаясь ниже, то снова поднимаясь высоко в горы. Полтора часа ходьбы по этой уникальной тропе, с красочным именем «Солнечная» и я спускаюсь в сторону кемпинга, где меня встречает веселый смотритель лагеря и предлагает выбрать место под палатку.

В наступивших сумерках ставлю уже в девятый раз палатку и, поужинав пшеничной кашей с грибами, завариваю ароматный травяной чай с кусочком арахисовой халвы. Сидя у палатки, под шум волн, разбивающихся о камни внизу, размышляю о прошедшем дне и умиротворяюсь видами со склона горы на море, где вдали покачиваются маленькие огоньки катеров и яхт вышедших на ночной лов рыбы у берегов Балаклавской бухты.

День 10.

Утро встречает меня яркими солнечными лучами солнца и шумом волн, разбивающихся о скалы. С каждым днем море становится все беспокойней. Пока в кружке кипятится вода для каши и традиционного утреннего ароматного кофе с халвой, понемногу собираю вещи в рюкзак и размышляю о планах на сегодняшний день.

Вид с палаточного места в кемпинге.

Решаю подняться на вершину, побродить по округе и поискать красивые виды, затем спуститься с другой стороны к Балаклаве. Пока заряжались аккумуляторы для фотоаппарата и я размышлял о планах, на горизонте замаячили темные тучи и стало понятно, что сегодня, возможно, будет дождь.

От дежурного по кемпингу узнал, что накануне вечером, во время моего прибытия, было официальное закрытие пляжей, а из-за сильного волнения на море, «лялики» сегодня не ходят и добраться от Балаклавы до кемпинга, кроме как тропой, больше вариантов нет. Принял решение, что в случае дождя, буду действовать по обстановке. Собрав рюкзак и заранее попрощавшись с дежурным, покидаю это место и ухожу по каменистой тропе наверх в сторону бухты.

Вид с пляжа на бухту.

Находившись по окрестностям Балаклавы я не мог не посетить одну из главных достопримечательностей этого места — бывшую базу хранения и ремонта подводных лодок Черноморского флота, находящуюся прямо в скале, снятую с вооружения в 90-е годы и в 2000-е преобразованную в музей. Уникальный объект, восхищающий своим масштабом и технической мыслью, с особой воссозданной атмосферой.

Северный батопорт базы.

Комплекс представляет собой подземное противоатомное сооружение из главного дугообразного канала (штольни), имеющего выход в море на торцах которого установлены батопорты (задвижки), герметично перекрывающие вход и выход в базу. Также на территории базы располагался судоремонтный завод с сухим доком длинной 100 метров, установку энергоснабжения, склад ГСМ, минно-торпедную часть.

Один из соединительных тоннелей базы.
Основной канал в штольне.

Объект 825 ГТС был предназначен для укрытия, ремонта и обслуживания подводных лодок 613-го и 633-го проектов, а также для хранения боеприпасов, предназначенных для этих подлодок. В канале (длина 602 метра) объекта могло разместиться 7 подлодок указанных проектов. Глубина канала достигает 8 м, ширина колеблется от 12 до 22 м.

Основной канал базы.

Музей прошел реставрацию и к 9 мая 2021 года снова был открыт для посещения. Особая атмосфера уникального противоатомного подземного убежища дополнена современными мультимедийными технологиями, световыми, звуковыми и декорационными решениями, а также оригинальными инсталляциями с использованием подлинных экспонатов и артефактов.

12 ноября в главный канал музея зашла последняя сохранившаяся в своем классе подводная лодка проекта 633РВ, тип которых и обслуживался во времена работы объекта 825ГТС. Данная подводная лодка ПЗС-50 (С-49) прошла капитальный ремонт в сухом доке Северной бухты Севастополя и по окончанию буксирами была перемещена в Балаклаву, чтобы стать экспонатом музея.

За время посещения музея, на улице прошел небольшой дождь. Немного погуляв по побережью бухты, пришло осознание, что за все время здесь, я сильно устал от многодневного таскания рюкзака и пеших прогулок. Поэтому решил вопреки задуманному не ехать на мыс Фиолент с ночевкой, а вернуться в Инжир.

Не спеша дошел до кемпинга снова по «Солнечной» тропе, хотя в этот день она уже была не такая солнечная, как вчера. Небо вовсю было затянуто серыми облаками, море бушевало, ноги ужасно гудели и вообще внутреннее состояние было никакое, нужен был срочно отдых. Почти добравшись до лагеря, небо вдруг на горизонте окрасилось яркими красками и из-под туч выглянуло солнце, стремительно падающее к тонкой полоске на границе моря и облаков. Я понял, что становлюсь свидетелем последнего заката в моем путешествии, поэтому, решительно скинув рюкзак, расположился на камнях, достал горелку и котелок, вскипятил воду, заварил чай и в атмосфере полного уединения в утопающей зелени посреди скал с наслаждением встретил багряный закат.

В сумерках добрался до лагеря, поставил палатку и решил погулять по пустующему пляжу, где еще вчера находилось множество отдыхающих.

Гуляя по пляжу, по которому волны пеной разбегались по камням, внезапно захотелось окунуться в море, и поставить еще одну точку этого уходящего лета, устроив ночной заплыв. Вода оказалась достаточно теплая и в то же время освежающая в этот сентябрьский вечер. Данная процедура положительно подействовала и успокоила гудящие от усталости ноги. Покачавшись на волнах в вечерней атмосфере, переоделся в сухое, купил у спасателей на пляже мороженное и отправился в лагерь пить чай. Закончив церемонию чаепития, переваривая мысленно прожитый день, залез в спальник и вскоре вырубился.

Ночной сон прервали звуки капель о палатку в 3 часа ночи. До этого дня погода не подводила и моя однослойная старая палатка надежно защищала от ветра. Эта ночь стала для нее настоящим испытанием водой. Уверенности в том, что она выдержит влагу не было абсолютно никакой. Тем не менее, немного постучав каплями, дождь вроде бы утих. Но в 7.30 утра зарядил настоящий ливень и спустя минут пятнадцать, дно палатки начало протекать, из-за лужи на поверхности скал, в которой оказалась моя палатка. Оперативно переложив все вещи и технику в рюкзак, а рюкзак под голову на пенку, переместился в сухое место, стенки и крыша изнутри оставались вполне сухими и не протекали. В этой уютной атмосфере, когда вокруг поливает и шумит, поставил внутри палатки горелку и стал готовить себе завтрак.

В то время, как я допивал свой чай, дождь внезапно закончился. Выйдя из палатки я обнаружил вокруг места, где стояла моя палатка, бурные ручьи из грязи и известняка стремительно бегущие вниз с гор. Пока не спеша собирал рюкзак, подсушил немного палатку и окончательно все упаковав, пошел прощаться с смотрителем кемпинга. Было достаточно прохладно и пришло осознание, что осень пришла и в этот край. Эта была последняя ночевка в моем путешествии, до поезда оставалось чуть менее 12 часов и за это время у меня оставалось два места, которые мне необходимо было посетить.

Сперва нужно было добраться до заброшенного в 90-е военного объекта — противоракетного корабельного комплекса БРК «Утес», представляющего из себя защищенный комплекс подземных сооружений внутри скалы, с хранилищем и пусковыми установками для запуска противокорабельных ракет. Комплекс расположен по ту сторону скалы. Покинув лагерь, я начал свой путь наверх в гору. Мне пришлось преодолеть крутые скользкие подъемы по мокрым после дождя камням и грунтам, извилистыми тропками, цепляясь за ветки редких деревьев. Это был, наверное, самый тяжелый подъём за все время и один раз таки я все-же не удержался на камнях и рухнул навзничь на спину, благо рюкзак сработал как подушка и без повреждений я продолжил путь дальше.

Вскоре вышел на «Большую Севастопольскую тропу» и пройдя немного по ее участку «Балаклава-перевал Ласпи», свернул с нее на грунтовую дорогу, отсыпанную щебнем, и пошел в сторону интересуемого объекта «Сотка». Спустя некоторое время вышел сперва к караульному помещению бывшего объекта, затем и к самому главному порталу с рельсами, уходящими в темноту тоннеля в глубь скалы. Достал фонарик и начал изучение уникального объекта бывшего ракетного комплекса.

Вход в базу.

По рельсам противокорабельные ракеты П-35 перевозились на специальных тележках вручную из цеха проверки двигателя в главное помещение хранения и снаряжения ракет.

Главный тоннель, вход в базу.
Защищенное помещение подготовки ракет перед вводом в пусковую установку.
Помещение место расположения пусковой установки.

Закончив изучение и осмотр подземелий объекта, выбрался наружу и отойдя немного от базы, решил устроить обед на бетонном фундаменте какого-то сооружения. Выглянуло солнце и снова стало по летнему жарко. Пока в кружке закипала вода для припасенного пакета быстрого питания, немного разделся и позагорал под последними лучами солнца.

Остатки периметра базы.

Интересно, насколько сложно было в скалистой местности вбивать столбы для забора с учетом того, что колесная техника туда не пройдет.

Дальнейший путь лежал через гору «Лысая» в сторону Балаклавы через живописную тропу с ароматными деревцами и полянками, усеянными какими-то сиреневыми цветами.

Гора «Лысая»
Вид со стороны базы.

Перевалив через гору, передо мной открылся достаточно извилистый и в некоторых местах крутой спуск в один из районов Балаклавы — Благодатное. Финальной точкой посещения в этот день перед отъездом домой был мыс «Фиолент». Очень уж красноречивые рассказы про него ходили. Добравшись до автобусной остановки мимо кустарников виноградных полей, на которых огромными гроздьями висели ягоды, сажусь в автобус и двигаюсь до центра, где пересев на троллейбус, доезжаю до остановки «Маяк», с которого и открывается вид на мыс и море.

Мыс «Фиолент»

Спуск к морю достаточно крут и извилист, но тем не менее, решаю спуститься поближе к морю и подальше от туристов. Спустившись до определенных видовых точек, делаю привал, достаю камеру и немного поснимав, расположившись в уютном местечке, традиционно устраиваюсь попить чай и напоследок полюбоваться морем и скалами.

Море в этом месте у мыса «Фиолент» имеет приятный лазурный цвет, что создает особую атмосферу тепла и чистоты. Пока пил чай, незаметно ко мне подобралась киса и начала выпрашивать еду. Поделился с ней остатками запасов и еще долго любуясь видами, наслаждаясь морским воздухом и тишиной, просидел на камнях. Попрощался с котиком и потопал наверх.

Добравшись до Ж/Д вокзала Севастополя, погулял немного по округе и попрощавшись мысленно с красивым осенним, но еще пока теплым Крымом, отправился в уже холодную дождливую Москву.

Так завершилось мое лето 2021 незабываемым и атмосферным походом с друзьями, где мы проверили друг друга, проверили самих себя на выносливость и стойкость, посмотрели на нереально крутые пейзажи, покупался в теплом море и позагорал под нежным теплым солнцем, а главное оставил в памяти и на фото множество величественных видов природы и гор…